• смыкание различных грузопотоков, вписанность грузопотоков клиентов в существующие транспортные схемы – главное, из чего формируются скидки. У владельца груза задача – доставить из точки А в точку В свой товар. Но есть потенциальный грузовладелец, которому нужно транспортировать свой груз из В в А. И сделать это можно с помощью одного транспортного средства. Схема упрощенная, дающая представление о принципе. На практике все, конечно, сложнее. Экспедитор владеет либо грузопотоками, либо информацией о них. Своими силами или с помощью партнеров, которые владеют другими потоками, совершается сложная состыковка в пространстве и времени. Добавляет сложности неравномерность (различная интенсивность) грузопотоков в различных направлениях, особые требования к транспорту и т. п.
• особые отношения с компаниями-перевозчиками – например, экспедиционная компания предоставляет для какой-либо перевозки автомашину компании-перевозчика. Грузоотправитель решает сэкономить за счет маржи экспедитора и в следующий раз обращается напрямую к перевозчику. Оставим в стороне вопрос о джентльменском соглашении между клиентом и экспедитором о том, чтобы «не перепрыгивать через голову», а также вопрос о том, что экспедитор с перевозчиком имеют договорные отношения, где оговорены штрафные санкции, которые понесет перевозчик, если без согласований соберется работать напрямую (поэтому перевозчик вряд ли пойдет на этот контакт). Так вот, владелец груза обращается к владельцу автотранспорта и на вопрос о ставке неожиданно для себя получает не меньшую и даже не ту же, а более высокую ставку. Это стандартная ситуация. Почему перевозчик предоставляет экспедитору большие скидки? По двум причинам. Во-первых, кроме конкретной перевозки конкретного клиента экспедитор дает перевозчику загрузки постоянно и во многих направлениях, он для перевозчика – оптовый покупатель транспортных услуг. Во-вторых, нельзя не учитывать и просто хорошие отношения между менеджерами компании-перевозчика и экспедиционной компании, – они постоянно общаются, часто выручают друг друга и т. п.
• использование более дешевого автотранспорта региональных перевозчиков – разница в стоимости любых услуг в столице и в провинции ни для кого не секрет. То же касается и автоперевозок, у региональных перевозчиков ставки несколько ниже (за редким исключением – Кубань, Урал и Сибирь дороже) московских и питерских компаний. И даже в случае двухсторонней загрузки вы имеете возможность сэкономить.
• «оптовые» скидки – в случае больших грузовых потоков экспедитор легко идет на скидки и сокращение своей маржи, т. к. зарабатывает на объеме.
• «горящие» направления – почти то же самое, что и смыкание потоков, только задача здесь стоит острее из-за насущной необходимости во что бы то ни стало ее решить. У перевозчика/экспедитора есть грузопоток в каком-то направлении, и он достаточно выгоден. Встает вопрос о загрузке во встречном направлении, и ставка за перевозку в этом случае будет часто близка к себестоимости.
• профессионализм сотрудников экспедиционной компании
Все, что содержится в статье, является описанием профессиональной кухни по организации транспортных грузопотоков. Нам не страшно делиться этими профессиональными секретами, потому что главный секрет — в умении пользоваться этими знаниями. Опыт и профессионализм сотрудников, наработанные связи, уникальные базы данных, эффективные технологии по организации перевозок, новые информационные технологии, постоянное укрепления профессиональных и организационных позиций – все это составляющие единого целого, которые позволяют, кроме минимизации затрат на транспорт, предоставлять клиентам качественный сервис.